Почему искатели приключений жаждут опасностей? Ответ неожиданно дали маркетологи

Свое исследование они опубликовали в журнале о психологии

Почему искатели приключений жаждут опасностей? Ответ неожиданно дали маркетологи

Восхождение на гору или путешествие по враждебной местности могут быть опасными и даже угрожать жизни. Но профессор маркетинга из Университета Миссисипи обнаружил, что старая поговорка «кто не рискует, тот не пьет шампанского» дает ключ к пониманию того, почему поиск острых ощущений приносит такое удовлетворение.

Кристофер Ньюман (Christopher Newman), профессор кафедры маркетинга, аналитики и профессиональных продаж, недавно завершил исследование, посвященное тому, почему потребителей привлекают сложные и опасные виды деятельности.

В их исследовании, опубликованном в журнале Psychology & Marketing, рассматриваются психологические аспекты приключенческого туризма и то, как участники стремятся к ценностям, идеалам и трансформации идентичности перед лицом собственной смертности. Идея возникла, когда Ньюман совершил восхождение на вершину горы Рейнир в штате Вашингтон в сопровождении гида.

Восхождение

Гора Рейнир высотой 4391 метр является самой высокой вершиной Каскадных гор. В альпинистском сообществе она считается самым сложным физическим испытанием на территории США.

«Мы постоянно сталкивались с реальной угрозой получить серьезную травму или погибнуть из-за таких опасностей, как слепящие снежные бури, скрытые трещины и потенциальные сходы лавин, — сказал Ньюман. — Примерно каждый четвертый альпинист в нашей экспедиции не добрался до вершины по разным причинам: от серьезных травм до недостаточной физической подготовки».

Ньюман присоединился к 21 любителю альпинизма в пятидневном походе. Во время восхождения он наблюдал за своими товарищами и обсуждал с ними предстоящее приключение.

Зачем им это нужно?

Несколько месяцев спустя Ньюман и его коллеги провели подробные интервью с восемью альпинистами, чтобы выяснить их мотивы и ожидания от экспедиции.

Исследователи надеялись восполнить пробел в изучении потребительского поведения, выйдя за рамки краткосрочных ощущений и адреналина и рассмотрев более глубокую, долгосрочную психологическую удовлетворенность, которую приносят занятия, сопряженные с высоким риском, например альпинизм.

Команда использовала теорию управления страхом смерти, чтобы объяснить привлекательность экстремальных видов спорта. Исследователи предположили, что альпинисты стремятся к постоянному удовлетворению и самоидентификации как к символической защите от осознания собственной смертности. Некоторые люди очень остро ощущают собственную смертность, особенно когда занимаются деятельностью, сопряженной с реальной опасностью.

«Опыт, который бросает вызов вашей смертности, может принести неосязаемую пользу, которую не могут дать другие, менее рискованные виды деятельности, — сказал Ньюман. — Обычные люди должны знать, что многие экстремалы занимаются этим не ради опасности, а ради того, чтобы продемонстрировать свою компетентность, дисциплину и способность контролировать ситуацию, чтобы преодолеть опасность».

Исследование показало, что альпинисты испытывают наибольшее удовлетворение от подготовки, командной работы и умелого управления рисками, а не от самого ощущения опасности. По словам Ньюмана, осознание смертности придает смысл пережитому опыту, укрепляя чувство идентичности и связи альпинистов с их сообществом.

Тем не менее, осознание этого может помочь людям ценить быстротечность жизни, мотивировать их на построение значимых отношений и на то, чтобы изменить мир к лучшему.

Полученные результаты должны помочь экипировщикам и туроператорам привлечь клиентов, которым нравятся такие экстремальные виды спорта. Менеджерам советуют понимать, что потребители получают удовольствие от процессов подготовки, предшествующих событию, будь то физическая подготовка, комплексное медицинское обслуживание или финансовое планирование.

Ранее декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии Дмитрий Деулин также рассказал, что заставляет людей подниматься людей в горы, рискуя здоровьем и жизнью.